Восточная Европа главный регион в «Дота 2» – теперь точно
На DreamLeague Season 24 более ¼ игроков представляли Восточную Европу – это 23 из 80 игроков. Ближайший преследователь Западная Европа остановилась на отметке 18 из 80 игроков. При том, что мы Словакию, Польшу и Чехию относим к Западной Европе, хотя по географическому признаку – это страны именно что Восточного блока. Но допустим, что мы говорим о Восточной Европе, как о русскоговорящих игроках. На The International 2024 только из России было 17 из 80 игроков, а всего из СНГ на турнире приняли участие 25 игроков. Так что тенденция большого числа игроков представляющих Восточную Европу образовалась не на последнем турнире, она все чаще и чаще появляется на крупных турнирах и кажется, что ¼ от всех игроков это не предел. Потому что и команды из нашего региона становятся все сильнее, так еще и игроки представляющие Восточную Европу все чаще едут играть в другие регионы.
Но как же так получилось, что регион который к концу 10-ых годов потерял почти все, неожиданно воскрес и сейчас является доминирующим в мире. И просто очевидно, что увеличение числа игроков из СНГ будет только увеличиваться, сейчас просто очевиден. Давайте попробуем в этом разобраться. Изучим чисто игроков на каждом из турниров, попробуем разобраться в том, сколько игроков сейчас вообще играют в игру. А также поговорим об эко-системе турниров, которая сейчас по факту и живет за счет спонсоров из Восточной Европы.
Пока у нас еще есть время до крупных турниров, самое время поговорить о чем-то более глобальном, а именно о нашем родном регионе, который все больше и больше поглощает профессиональную сцену в свои лапы. И кажется, если так будет продолжаться и дальше, Восточная Европа станет гегемоном, как минимум на поставку игроков в разные команды, а там может быть что-то и получится с постоянными победами наших команд на турниров. Обсудим какие есть тенденции к этому.
Процент игроков
Вот состав игроков на ближайший BLAST Slam I. Только из России на этом турнире примут участие 26%, а это больше чем ¼ всех участников. Также будет 2 игрока из Казахстана, 2 игрока из Украины и 1 игрок из Молдовы. То есть из 50 участников ближайшего турнира 36% представят Восточную Европу или СНГ, говорите как вам удобнее – это ⅓ от всех участников турнира. Понятное дело, что сразу 3 команды из Восточной Европы сыграют на этом чемпионате, а это 18 игроков, но есть еще так называемые легионеры в Team Falcons, Tundra Esports и Gaimin Gladiators. Причем в одной из команд, которая представляет Восточную Европу, будет игрок не из нашего региона. Так что всего на турнире из 10 команд в 6 есть игроки из СНГ. Если мы уберем из этого списка китайскую команду, где почти никогда не бывает игроков из других регионов, то все смотрится еще интереснее.
Получается, что на турнире примут участие 3 команды, где могли бы сыграть игроки представляющие Восточную Европу, но не будет их – это Heroic, Team Liquid и OG. Но. Опять же, в Team Liquid есть Михал Nisha Янковски и Йонас SabeRLighT- Волек, которых географически можно отнести к Восточной Европе, а в OG есть Леон Nine Кирилин. Думаю по фамилии тут все понятно, хоть игрок и из Германии, но с русскими корнями. А ведь еще есть Седрик Davai Lama Декмин в Heoic, который говорит на русском языке. То есть только в китайской команде Xtreme Gaming нет игроков, которые прямо или косвенно относятся к Восточной Европе – это просто сумасшедший результат для нашего региона, на самом деле, который еще раз показывает, насколько влияние СНГ сейчас велико.
Опять же, выше уже было написано о представительстве наших игроков на последнем The International 2024. Собственно вот и картинка с подтверждением всех игроков. Сейчас же я хотел проследить, как менялось в процентном эквиваленте, участие наших игроков, на самых главных турнирах в году. В 2024 – 25 игроков, что 31%, также почти ⅓ от всего турнира. В 2023 – было чуть хуже, а именно 29 игроков из 100, что 29% от всего числа участников. В 2022 году было 18 из 100, что всего 18%, то есть даже не ¼ и игроки из России, были не возглавляли топ игроков по числу, а делили его с перуанцами. В 2021 вообще всего 10 игроков из 90, то есть 11,1% от числа всех участников, Россия только на 3 месте. В 2019 всего 7 из 90, что 7,7 процента. То есть понятно что произошло.
Взрыв по факту случился в 2022 году, когда был первый большой буст игроков из нашего региона. С чем это связано, как по мне очевидно, после ковида во всем мире, большие организации стали отказываться от киберспорта, а игроки из Европы начали заканчивать карьеры. А так как наш регион все еще больше всех играл в «Дота 2», то игроки стали приходить именно из Восточной Европы, а также у нас помимо Virtus.pro, появилась еще одна топовая команда в регионеа, а именно Team Spirit, которая и выиграла турнир. После чего в регионе случился буст интереса к киберспорту, что и привело к результатам, которые мы видим сейчас.
Спонсоры из СНГ
Ни для кого не секрет, что после Ковида, очень многие организации просто отказались от спонсирования киберспорта и киберспортивных команд. Основной удар пришелся на конец 2021 года и начала 2022, когда контракты у многих спонсоров завершились, крупных турниров почти не осталось, не говоря уже про LAN-финалы, да даже The International был под вопросов. Еще сильнее ситуация изменил февраль 22 года, крупные российские спонсоры, больше не смогли работать так, как привыкли, а также студии освещения и организаторы турниров получили по факту бан, так как они были зарегистрированы в России. По итогу пузырь денег в «Дота 2» просто рухнул, все еще оставались какие-то спонсоры, но турниров почти не осталось, а многие команды просто закончили свое существование.
Ситуация начала исправляться к лету 2022 года, когда многие команды из России переехали в Казахстан, Сербию и так далее. А студии освещения и организаторы турниров, просто прекратили свое существование. Вместо них организовались новые. Paragon, который спонсируется Winline и Fissure, основной спонсор которой – BetBoom. Вот так два больших букмекера, по факту стали забрасывать рынок деньгами. Битва за освещение турниров началась дичайшая, букмекеры совсем не жалели. Поэтому за права на турнирах организаторы получали очень большие деньги. Вскоре и сама BetBoom организовала серию турниров под своим именем. Какие-то стали Fissure, а какие-то сразу получили имя букмекера. Так и завершилось формирование рынка.
Опять же, почему это важно, можно проследить по Китаю. Просто посмотрите как один из главных регионов сцены просел, после того, как спонсоры просто перестали вкладывать деньги. Сейчас на последней квалификации к ESL One Bangkok 2024
осталась буквально одна организация Xtreme Gaming. Да, условно получилось что еще есть Titan, но по ощущениям эта “организация” проживет пару месяцев и просто закроется. Да, можно сказать, что в регионе игроков то не осталось. Но ведь причины как раз в том, что в Китае почти не осталось крупных турниров, вот только летом 2024, впервые с 2020 года провели Clavision Snow Ruyi Invitational, правда и там сыграли только топовые коллективы из Китая и Восточной Европы.
Еще раз – это один из важнейших тезисов, без турниров, без спонсирования команд, не будет и профессиональной сцены, а у Восточной Европы есть два лидера рынка, так еще и PARI с 1win, также пытаются залезть на кибеспортивную сцену и делают это неплохо. Вот есть по команде, а у 1win помимо своей команды, есть еще и турнир, который проходит прямо во время написания этого материала и там играют лучшие команды Восточной и Западной Европы. Да, есть еще в мире деньги от Саудовской Аравии, но по ощущениям это два параллельных рынка, которые друг другу не мешают, а наоборот помогают развитию друг друга.
Кто вообще играет в «Дота 2»
Выше представлена инфографика, по числу игроков сейчас, в «Дота 2». И она еще более ярко показывает ситуацию на профессиональной сцене. Из всех игроков – 30 процентов играют из России – это еще с учетом того, что после событий февраля 2022 года, многие поменяли расположение своего аккаунта на другие страны, так что этих игроков может быть куда больше и скорее всего их больше. Поэтому в Восточной Европе, все еще есть приток новых игроков. Не говоря уже о том, что еще к России добавляется Украина и Казахстан с +3%, что значит ⅓ от всех игроков. То есть при таком темпе, количество профессиональных игроков на сцене из России будет становиться все больше и больше.
Жаль, что нет статистики по рангам MMR. Но просто сам факт в том, что «Дота 2» – это игра для России и всего СНГ. Именно игроки из Восточной Европы покупают компендиум, чуть ли не больше всех, при условии, что с пополнением Steam есть проблемы. Все существует буквально вокруг России, если вдруг игра перестать быть популярной в нашей стране, то игру скорее всего будет ждать – смерть. Но пока в России в нее играет, все максимально хорошо. Как для профессиональной сцены, куда приходят игроки из паба, так и для самой игры, для которой создается тот самый онлайн, а также прибыль с покупки внутриигровых предметов.
Еще раз повторю свою логику. Если у вас есть большой приток игроков, из паба, у вас все будет хорошо и на профессиональной сцене. Но, тут важный момент, что второй регион – это Китая и там регион на профессиональной сцене наоборот проваливается. Но вот тут уже включается вопрос спонсоров, нет спонсоров – нет команд, некуда идти играть, минимум турниров для развития и так далее. Все это в сумме и дает то, что в СНГ ты получив высокий ранг, сразу же влетаешь в команду тир-2 уровня, если повезет в молодежный состав какой-то топовой организации и вот ты уже зарабатываешь деньги. И когда ты в 16-18 лет, в месяц получается 200-300 долларов – это уже просто прекрасно для твое возраста, ты может ни о чем не задумывается.
А потом тебя замечает или какой-то игрок, который собирает новый состав, или тренер, или менеджер. Просто посмотрите, в Восточной Европе на квалификации к ESL One Bangkok 2024 играли 7 команд с организациями и 1 стак, а еще 3 команды получили прямой инвайт – 10 команд в одном только регионе, на условном тир-1 уровне. И это же надо напитать игроками, пусть даже они будут не только из Восточной Европы, но как минимум из 50 игроков в этих 10 команд – 45 из Восточной Европы. А есть еще игроки в других регионах. Просто представьте, как это много, при учете, что уровень игры на квалификации не сказать что был ужасен. Разве что Западная Европа была сильнее. Просто потому что игроков из нашего региона очень много
А что с результатами?
А вот тут уже проблемы. За этот год, только 1 команда из Восточной Европы выиграла турнир, причем только 1. Да, еще было 4 гранд-финала, но это меньше половины за весь этот год. Так почему же нет результатов. И вот это главный вопрос, потому что да, Восточная Европа гениальна, но вот по факту, побед нет у региона. Да, есть Team Falcons и Gaimib Gladiators, где были игроки из Восточной Европы, но это прям максимум. Даже Tundra Esports не смогла зарулить чемпионат, когда в их составе 2 представителя Восточной Европы. И вот это, та самая ложка, я бы даже сказал половник дегтя, в эту бочку меда.
Команды из СНГ просто не умеют побеждать. Пока, последними стабильными победителями были парни из Team Spirit, которые забрали всю вторую половину 2023 года, но это 1 команда, а мы говорим о том, что нас много, игроков много, команд много, а побеждает только Spirit и то в старом составе, даже в 2024 Team Spirit выиграла турнир, забрав 1 из 2 гранд-финалов. А вот BetBoom Team пока так и не выиграли ни одного титула, в том числе проиграв в гранд-финале DreamLeague Season 24. Единственное, что нам надо, вернее нашему региону, научиться стабильно побеждать, причем делать это всем, а не только Spirit и отдельно Станиславу Malr1ne Потораку
У нас есть телеграм-канал Новости киберспорта от ВПРОГНОЗЕ, где мы публикуем материал, которого нет на сайте: видео, новости, всё, чтобы первыми узнавать новости из игровой индустрии.
Но как же так получилось, что регион который к концу 10-ых годов потерял почти все, неожиданно воскрес и сейчас является доминирующим в мире. И просто очевидно, что увеличение числа игроков из СНГ будет только увеличиваться, сейчас просто очевиден. Давайте попробуем в этом разобраться. Изучим чисто игроков на каждом из турниров, попробуем разобраться в том, сколько игроков сейчас вообще играют в игру. А также поговорим об эко-системе турниров, которая сейчас по факту и живет за счет спонсоров из Восточной Европы.
Пока у нас еще есть время до крупных турниров, самое время поговорить о чем-то более глобальном, а именно о нашем родном регионе, который все больше и больше поглощает профессиональную сцену в свои лапы. И кажется, если так будет продолжаться и дальше, Восточная Европа станет гегемоном, как минимум на поставку игроков в разные команды, а там может быть что-то и получится с постоянными победами наших команд на турниров. Обсудим какие есть тенденции к этому.
Процент игроков
Вот состав игроков на ближайший BLAST Slam I. Только из России на этом турнире примут участие 26%, а это больше чем ¼ всех участников. Также будет 2 игрока из Казахстана, 2 игрока из Украины и 1 игрок из Молдовы. То есть из 50 участников ближайшего турнира 36% представят Восточную Европу или СНГ, говорите как вам удобнее – это ⅓ от всех участников турнира. Понятное дело, что сразу 3 команды из Восточной Европы сыграют на этом чемпионате, а это 18 игроков, но есть еще так называемые легионеры в Team Falcons, Tundra Esports и Gaimin Gladiators. Причем в одной из команд, которая представляет Восточную Европу, будет игрок не из нашего региона. Так что всего на турнире из 10 команд в 6 есть игроки из СНГ. Если мы уберем из этого списка китайскую команду, где почти никогда не бывает игроков из других регионов, то все смотрится еще интереснее.
Получается, что на турнире примут участие 3 команды, где могли бы сыграть игроки представляющие Восточную Европу, но не будет их – это Heroic, Team Liquid и OG. Но. Опять же, в Team Liquid есть Михал Nisha Янковски и Йонас SabeRLighT- Волек, которых географически можно отнести к Восточной Европе, а в OG есть Леон Nine Кирилин. Думаю по фамилии тут все понятно, хоть игрок и из Германии, но с русскими корнями. А ведь еще есть Седрик Davai Lama Декмин в Heoic, который говорит на русском языке. То есть только в китайской команде Xtreme Gaming нет игроков, которые прямо или косвенно относятся к Восточной Европе – это просто сумасшедший результат для нашего региона, на самом деле, который еще раз показывает, насколько влияние СНГ сейчас велико.
Опять же, выше уже было написано о представительстве наших игроков на последнем The International 2024. Собственно вот и картинка с подтверждением всех игроков. Сейчас же я хотел проследить, как менялось в процентном эквиваленте, участие наших игроков, на самых главных турнирах в году. В 2024 – 25 игроков, что 31%, также почти ⅓ от всего турнира. В 2023 – было чуть хуже, а именно 29 игроков из 100, что 29% от всего числа участников. В 2022 году было 18 из 100, что всего 18%, то есть даже не ¼ и игроки из России, были не возглавляли топ игроков по числу, а делили его с перуанцами. В 2021 вообще всего 10 игроков из 90, то есть 11,1% от числа всех участников, Россия только на 3 месте. В 2019 всего 7 из 90, что 7,7 процента. То есть понятно что произошло.
Взрыв по факту случился в 2022 году, когда был первый большой буст игроков из нашего региона. С чем это связано, как по мне очевидно, после ковида во всем мире, большие организации стали отказываться от киберспорта, а игроки из Европы начали заканчивать карьеры. А так как наш регион все еще больше всех играл в «Дота 2», то игроки стали приходить именно из Восточной Европы, а также у нас помимо Virtus.pro, появилась еще одна топовая команда в регионеа, а именно Team Spirit, которая и выиграла турнир. После чего в регионе случился буст интереса к киберспорту, что и привело к результатам, которые мы видим сейчас.
Спонсоры из СНГ
Ни для кого не секрет, что после Ковида, очень многие организации просто отказались от спонсирования киберспорта и киберспортивных команд. Основной удар пришелся на конец 2021 года и начала 2022, когда контракты у многих спонсоров завершились, крупных турниров почти не осталось, не говоря уже про LAN-финалы, да даже The International был под вопросов. Еще сильнее ситуация изменил февраль 22 года, крупные российские спонсоры, больше не смогли работать так, как привыкли, а также студии освещения и организаторы турниров получили по факту бан, так как они были зарегистрированы в России. По итогу пузырь денег в «Дота 2» просто рухнул, все еще оставались какие-то спонсоры, но турниров почти не осталось, а многие команды просто закончили свое существование.
Ситуация начала исправляться к лету 2022 года, когда многие команды из России переехали в Казахстан, Сербию и так далее. А студии освещения и организаторы турниров, просто прекратили свое существование. Вместо них организовались новые. Paragon, который спонсируется Winline и Fissure, основной спонсор которой – BetBoom. Вот так два больших букмекера, по факту стали забрасывать рынок деньгами. Битва за освещение турниров началась дичайшая, букмекеры совсем не жалели. Поэтому за права на турнирах организаторы получали очень большие деньги. Вскоре и сама BetBoom организовала серию турниров под своим именем. Какие-то стали Fissure, а какие-то сразу получили имя букмекера. Так и завершилось формирование рынка.
Опять же, почему это важно, можно проследить по Китаю. Просто посмотрите как один из главных регионов сцены просел, после того, как спонсоры просто перестали вкладывать деньги. Сейчас на последней квалификации к ESL One Bangkok 2024
осталась буквально одна организация Xtreme Gaming. Да, условно получилось что еще есть Titan, но по ощущениям эта “организация” проживет пару месяцев и просто закроется. Да, можно сказать, что в регионе игроков то не осталось. Но ведь причины как раз в том, что в Китае почти не осталось крупных турниров, вот только летом 2024, впервые с 2020 года провели Clavision Snow Ruyi Invitational, правда и там сыграли только топовые коллективы из Китая и Восточной Европы.
Еще раз – это один из важнейших тезисов, без турниров, без спонсирования команд, не будет и профессиональной сцены, а у Восточной Европы есть два лидера рынка, так еще и PARI с 1win, также пытаются залезть на кибеспортивную сцену и делают это неплохо. Вот есть по команде, а у 1win помимо своей команды, есть еще и турнир, который проходит прямо во время написания этого материала и там играют лучшие команды Восточной и Западной Европы. Да, есть еще в мире деньги от Саудовской Аравии, но по ощущениям это два параллельных рынка, которые друг другу не мешают, а наоборот помогают развитию друг друга.
Кто вообще играет в «Дота 2»
Выше представлена инфографика, по числу игроков сейчас, в «Дота 2». И она еще более ярко показывает ситуацию на профессиональной сцене. Из всех игроков – 30 процентов играют из России – это еще с учетом того, что после событий февраля 2022 года, многие поменяли расположение своего аккаунта на другие страны, так что этих игроков может быть куда больше и скорее всего их больше. Поэтому в Восточной Европе, все еще есть приток новых игроков. Не говоря уже о том, что еще к России добавляется Украина и Казахстан с +3%, что значит ⅓ от всех игроков. То есть при таком темпе, количество профессиональных игроков на сцене из России будет становиться все больше и больше.
Жаль, что нет статистики по рангам MMR. Но просто сам факт в том, что «Дота 2» – это игра для России и всего СНГ. Именно игроки из Восточной Европы покупают компендиум, чуть ли не больше всех, при условии, что с пополнением Steam есть проблемы. Все существует буквально вокруг России, если вдруг игра перестать быть популярной в нашей стране, то игру скорее всего будет ждать – смерть. Но пока в России в нее играет, все максимально хорошо. Как для профессиональной сцены, куда приходят игроки из паба, так и для самой игры, для которой создается тот самый онлайн, а также прибыль с покупки внутриигровых предметов.
Еще раз повторю свою логику. Если у вас есть большой приток игроков, из паба, у вас все будет хорошо и на профессиональной сцене. Но, тут важный момент, что второй регион – это Китая и там регион на профессиональной сцене наоборот проваливается. Но вот тут уже включается вопрос спонсоров, нет спонсоров – нет команд, некуда идти играть, минимум турниров для развития и так далее. Все это в сумме и дает то, что в СНГ ты получив высокий ранг, сразу же влетаешь в команду тир-2 уровня, если повезет в молодежный состав какой-то топовой организации и вот ты уже зарабатываешь деньги. И когда ты в 16-18 лет, в месяц получается 200-300 долларов – это уже просто прекрасно для твое возраста, ты может ни о чем не задумывается.
А потом тебя замечает или какой-то игрок, который собирает новый состав, или тренер, или менеджер. Просто посмотрите, в Восточной Европе на квалификации к ESL One Bangkok 2024 играли 7 команд с организациями и 1 стак, а еще 3 команды получили прямой инвайт – 10 команд в одном только регионе, на условном тир-1 уровне. И это же надо напитать игроками, пусть даже они будут не только из Восточной Европы, но как минимум из 50 игроков в этих 10 команд – 45 из Восточной Европы. А есть еще игроки в других регионах. Просто представьте, как это много, при учете, что уровень игры на квалификации не сказать что был ужасен. Разве что Западная Европа была сильнее. Просто потому что игроков из нашего региона очень много
А что с результатами?
А вот тут уже проблемы. За этот год, только 1 команда из Восточной Европы выиграла турнир, причем только 1. Да, еще было 4 гранд-финала, но это меньше половины за весь этот год. Так почему же нет результатов. И вот это главный вопрос, потому что да, Восточная Европа гениальна, но вот по факту, побед нет у региона. Да, есть Team Falcons и Gaimib Gladiators, где были игроки из Восточной Европы, но это прям максимум. Даже Tundra Esports не смогла зарулить чемпионат, когда в их составе 2 представителя Восточной Европы. И вот это, та самая ложка, я бы даже сказал половник дегтя, в эту бочку меда.
Команды из СНГ просто не умеют побеждать. Пока, последними стабильными победителями были парни из Team Spirit, которые забрали всю вторую половину 2023 года, но это 1 команда, а мы говорим о том, что нас много, игроков много, команд много, а побеждает только Spirit и то в старом составе, даже в 2024 Team Spirit выиграла турнир, забрав 1 из 2 гранд-финалов. А вот BetBoom Team пока так и не выиграли ни одного титула, в том числе проиграв в гранд-финале DreamLeague Season 24. Единственное, что нам надо, вернее нашему региону, научиться стабильно побеждать, причем делать это всем, а не только Spirit и отдельно Станиславу Malr1ne Потораку
У нас есть телеграм-канал Новости киберспорта от ВПРОГНОЗЕ, где мы публикуем материал, которого нет на сайте: видео, новости, всё, чтобы первыми узнавать новости из игровой индустрии.
Chimera Esports вышла в финал виннеров закрытых отборочных на FISSURE PLAYG ...
Chimera Esports победила L1ga Team в полуфинале верхней сетки закрытой квалификации для Восточной Европы на FISSURE PLAYGROUND Belgrade 2025 по «Дота 2»
0
19
Сегодня, 20:25
9Pandas вылетела в нижнюю сетку закрытых отборочных на FISSURE PLAYGROUND B ...
9Pandas уступили 4Pirates во втором раунде верхней сетки закрытой квалификации для Восточной Европы на FISSURE PLAYGROUND Belgrade 2025 по «Дота 2»
0
35
Сегодня, 18:35
Hydra выиграла у Nemiga Gaming в закрытой квалификации на FISSURE PLAYGROUN ...
Hydra оказалась сильнее Nemiga Gaming в сетке лузеров закрытых отборочных для Восточной Европы на FISSURE PLAYGROUND Belgrade 2025 по «Дота 2»
0
38
Сегодня, 16:22
1W Team вылетела с закрытых отборочных на FISSURE PLAYGROUND Belgrade 2025
1W Team проиграла One Move в первом раунде сетки лузеров закрытой квалификации для Восточной Европы на FISSURE PLAYGROUND Belgrade 2025 по «Дота 2»
0
56
Сегодня, 12:59
L1ga Team переиграла Hydra в закрытой квалификации на FISSURE PLAYGROUND Be ...
L1ga Team не оставила шанса Hydra в завершающем матче игрового дня верхней сетке закрытых отборочных для Восточной Европы на FISSURE PLAYGROUND Belgrade 2025 по «Дота 2»
0
75
Вчера, 20:27