Все дело в Fan ID? Почему в России падает популярность футбола
Футбол – традиционно наиболее популярная спортивная дисциплина среди российской аудитории. Но с весны 2022 года замечено серьезное снижение интереса зрителей к футбольным матчам и спорту в целом. Об этом свидетельствуют показатели просмотров матчей в рамках регулярного кубкового первенства от ведущих спортивных телеканалов России и снижение числа запросов о спорте в сети.
В причинах падения популярности футбола разбирались эксперты Vprognoze.ru.
Снижение популярности футбола в цифрах
Если посмотреть на динамику рейтингов матчей Российской Премьер-Лиги на федеральном канале «Матч-ТВ» в первых турах сезона 2021/2022 и 2022/2023, можно заметить значительное падение интереса к событию. В среднем – приблизительно на 20%.
Заметно снизилась зрительская активность Кубка России или Кубка Pari Premier. Наибольший пик просмотров пришелся на матч «ЦСКА – Зенит» за 29.06.22г. — 2,145 млн зрителей. Сезоном ранее такие показатели были свойственны для матчей типичных аутсайдеров кубка, ФК «Ахмат» или «Оренбург», но не для игры с участием главных фаворитов первенства.
Стоит отметить, что в марте текущего года резко упала посещаемость крупнейших российских спортивных сайтов. Несмотря на то, что продолжались еврокубки и российские чемпионаты, спортивные СМИ потеряли примерно 35 процентов своей аудитории. Сейчас цифры начали выравниваться, но все же спортивные сайты идут сейчас с показателями в минус 15 процентов по сравнению с прошлым годом.
Снижение популярности спорта в России можно оценить по числу запросов в сети и их динамике. Запрос «смотреть футбол» поступает поисковой системе Google значительно реже в сравнении с прошлым годом. Схожую ситуацию можно наблюдать и у поисковика Яндекс.
Регрессирующая динамика свойственна другим тематическим запросам: «футбол эфиры», «прогнозы на футбол», «прогнозы на спорт».
Снижение популярности футбола и спорта в целом отразилось на заинтересованности пользователей сети в спортивных ставках.
Игроки стали реже искать прогнозы на спорт, меньше интересоваться спортивными мероприятиями.
Наибольший интерес к спорту по запросам в поисковых системах остается в Сибири — в Красноярском крае и Республике Саха.
Падение показателей посещаемости футбольных матчей
Ощутимо снизилась посещаемость стадионов. Официальные данные РПЛ о посещаемости матчей на крупнейших стадионах страны в сезонах 2022/23 и 2018/19.
Сезон 2018/2019 стал последним до введения коронавирусных ограничений. Текущий сезон лишен запрета на посещаемость, поэтому сравнение наглядно демонстрирует падение интереса фанатов к посещению матчей.
Причины падения популярностиНаибольший пик популярности футбола можно заметить лето 2021, что совпадает с одним из наиболее значимых футбольных событий Европы – финальные встречи Евро-2020. Это подтверждают точки пика поисковых запросов пользователей.
После завершения Чемпионата Европы интерес к футболу у зрителей стал ожидаемо падать. Эксперты рассчитывали, что он вернется к чемпионату мира и старту новых сезонов Кубка России и Российской Премьер-Лиги, но этого не произошло.
Эксперты называют 4 причины отрицательного роста популярности футбольных матчей среди российской аудитории:
1.Новые требования для посещения матчей на стадионах. Внедренная система «Fan ID» вызвала возмущения среди футбольных фанатов, которые объявили о бойкоте матчей в связи с необходимостью полной регистрации фанатского билета. Фанаты сочли подобные решения не усилением безопасности спортивных мероприятий, а тоталитарным контролем за жизнью болельщиков.К 6 февраля 2022 года фан-клубы всех команд РПЛ сезона 2021/22, за исключением чеченского клуба «Ахмат», объявили о полном бойкоте предстоящих матчей до отмены закона о Fan ID. Решение фанатского сектора наглядно отразилось на посещаемости стадионов.
2.Полная изоляция российского футбола. Согласно решению УЕФА, российские команды отстранены от участие в Лиге Чемпионов, Лиге Европы и Лиге Конференций сезона 2022/2023. Решение действует в отношении женских и юношеских команд. Сборная России по футболу отстранена от выступления в Лиге наций 2022/23 и дисквалифицирована в сезоне 2022 Чемпионата Мира.
Неоднозначные политические решения спортивной организации сделали российский футбол бесперспективным, что отразилось и на уровне заинтересованности болельщиков.
3.Снижение реального дохода фанатов. Согласно данным Интерфакс, реальные доходы россиян упали на 6,8%. Многие болельщики предпочли отказаться от покупки билетов на матчи ввиду материальных трудностей.
4.Отвлечение внимания мужской аудитории от темы спорта. События в Украине и активные боевые действия привлекают внимание сильнее, чем спортивные мероприятия. Вооруженный конфликт стал крайне важной темой в СМИ, включая спортивные каналы.
Перспективы российского спорта
Срыв посещаемости стадионов, низкий уровень продаж билетов и отсутствие возможности выступать на международной арене повлияют на доходность российских клубов. Снижение телевизионных рейтингов может повлечь падение стоимости права на телетрансляцию. Ряд клубов высшего дивизиона рискует уйти в ФНЛ только из экономических соображений.
Возвращение к уровню популярности сезона 2021/2022 возможно только после разрешения со стороны УЕФА на выход российских клубов и сборной в европейские международные турниры.